История возникновения рамки для картин

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона дают такое определение раме: Рамка в архитектуре это рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырёхугольное, круглое, овальное или другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. Также существуют рамы для вставки картин, гравюр или рисунков с целью их изолирования от остальных предметов убранства комнаты и придания им большей эффектности, как элемент декора а также защитный элемент. В эпоху готики обрамлённая живопись выглядела как мини архитектура именно благодаря раме с многочисленными пилястрами, башенками и шпилями. Рама помогала создать перспективу, изображение окружалось своей художественной средой и становилось обособлено от интерьера. И, конечно, архитектура влияла на развитие обрамления, во многом формируя его стиль.

Как и любой другой декор, обрамление прошло через все известные архитектурные стили, оставив нам шедевры рам ренессанса, барокко и модерна. Обрамления эпохи ренессанс отличались низким рельефом и симметрией. Они были выполнены из дерева с использованием римского античного декора портиков, полуиконок, жемчужных нитей. В венецианских рамах для портретов зачастую были использованы изображения фамильных гербов и рельефные изображения профилей предков. Переходным этапом в эпохе барокко явились рамы с тяжелыми гирляндами побегов и плодов. Переплетающиеся орнаменты барочных рам с большим количеством резных розанов и листьев сменили спокойствие эпохи ренессанс динамикой: раковины и пальметки, гирлянды и букеты, головы животных выдавались из обрамлений и жили уже собственной жизнью. В тот период появляются зеркала в интерьере и, конечно, рамы для зеркал, ставшие позже отдельным, крайне интересным видом декоративно-прикладного искусства. В эпоху рококо начало оформляться осознание интерьера в виде цельного ансамбля стилевого единства всех компонентов убранства комнат (включая декор стен и потолков, мебели, расцветок тканей). Рокайлевые рамы описать крайне сложно, их нужно увидеть! Криволинейные контуры, раковины и картуши, ажурный ленточный орнамент. Архитектоническое начало с колоннами и пилястрами сменяется декоративным. Единственный элемент, служащий разделению поверхностей стен и потолков, это изогнутая как бы капризно рама. Строгий дух рам эпохи классицизма начинает заимствовать элементы древнегреческой античности. Ампир же оказался под влиянием мотивов истории Римской империи и Древнего Египта. Ампир глубоко пустил корни в России. Появились целые центры производства мебели мастерские при усадьбах. Рамы эпохи модерн с изогнутыми линиями и резным растительным орнаментом как будто вырастают из самого полотна настолько они гармонируют с изображением. В Россию первые рамы для светской живописи привез Петр 1. Ему были подарены пять полотен в массивных обрамлениях сложного профиля и они стали основой первой коллекции в России, которую позже пополнила Екатерина Великая. Приглашение знаменитых архитекторов 17-18в. Как Д.Трезини, К.Росси, Д.Кваренги, сформировало собственную русскую школу архитекторов-классиков, создававших экстерьер сооружения в гармонии с убранством интерьера. Ведь архитектор создавал свое наполнение дома от проекта здания до мельчайших деталей, таких как мебель, ткань, люстры и, безусловно, их величество рама.

Добавить комментарий