Понятие перетяжка картин подразумевает следующее: натяжка картины на подрамник, изготовленный точно по размерам, выравнивание или исправление натяжения и снятие картины с подрамника для реставрации или хранения в специальных условиях и перенатяжение картины.
Перетяжка картин — дело довольно сложное, особенно когда она должна быть выполнена с уникальными произведениями или старинными картинами больших размеров, так , например, грамотно натянуть такую картину, как Последний день Помпеи очень нелегко.
Перетяжка картин должна выполняться только профессионалами. Багетная мастерская с радостью примет заказ на перетяжку картин и выполнит свою работу на самом высоком уровне.
Правильный подрамник
Свидетельством, что вашей картине нужна перетяжка и что натяжка ранее была выполнена неверно, может служить обнаружение таких дефектов, как микроразрывы полотна, гофрирование полотна, образование кракелюра, провисание, появление диагональных складок, трещин в краске или грунте. Полотно картины натягивается на подрамник, который выступает как бы ее остовом. Необходимо, чтобы подрамник был изготовлен из сухого дерева, обладал бы способностью варьировать натяжение полотна и имел бы особые скосы, фаски, на планках его лицевой стороны с небольшим наклоном к центру. Фаски на внутренних ребрах планок подрамника не позволяют образовываться трещинам красочного слоя, которых не избежать на подрамниках, не имеющих этих скосов.
Как натянуть холст
Перетяжка картин включает в себя четыре последовательные действия: В первую очередь удаляются гвозди и холст снимают со старого подрамника. Это происходит следующим образом: картину размещают на рабочем столе лицевой стороной вниз, угол специальной, не очень острой отвертки направляют под шляпку гвоздя, и мощным нажимом на ручку отвертки с одновременным поворотом вынимают старый гвоздь. Затем проверяют правильность изготовленного ранее подрамника путем сравнения размера его диагоналей. Для этого берется простая деревянная рейка, мастер промеряет подрамник крест на крест и если обнаруживает перекос, подрамник сразу же исправляется и промеряется опять до тех пор, пока диагонали точно не совпадут по размерам. Далее холст накладывается на подрамник. Эту операцию мастер по натяжке обычно проводит с помощниками. При этом подрамник размещается фасками вверх на табуретках или козелках для обеспечения доступа к нему со всех сторон, холст растягивают руками по углам, кромки картины выравниваются по линиям подрамника и наживляются несколькими гвоздями с каждой из сторон. И, наконец, выполняется натяжка, которую начинают с середины каждой из сторон подрамника. Итак, на расстоянии 4-6 см друг от друга мастер вбивает несколько гвоздей посередине одной из сторон. Далее картину с противоположной стороны натягивают до необходимого предела щипцами и закрепляют таким же количеством гвоздей. Те же действия повторяют для двух других сторон. И, когда центр полотна оказывается растянутым и закрепленным в виде креста, в таком же порядке продолжают уже натяжение углов. Когда используется именно такой вид натягивания — от середины по углам — полотно натягивается очень равномерно, без складок, при условии правильных действий мастера щипцами. Мастер по натяжке обычно держит щипцы в левой руке, а правой ставит гвозди. При натяжке холста используются специальные, конусообразные с острыми концами гвозди, которые легко входят в дерево при несильном нажиме и в будущем при необходимости легко удаляются.
Картина больших размеров
Картины крупных размеров натягивают не так — их размещают на полу лицевой стороной вниз на чистой подстилке. Подрамник накладывают сверху (фаски должны смотреть вниз), наживляют кромки картины. Натяжка картин больших размеров в дальнейшем практически не отличается от натяжки картин малых размеров, с той лишь разницей, что работа выполняется на интуитивном уровне мастера, ведь он не видит перед собой произведение, потому при такой работе необходимо в особенности деликатно и точно рассчитывать напряжение руки, соблюдая равномерность и постоянство натяжения. Натягивание картины путем размещения ее на полу лицевой стороной вниз предохранит ее от возможного провисания в будущем, и, как следствие, от складок краски. Также такое положение картины требует меньше напряжения при работе, ведь картина лежит ровно на полу. При необходимости увеличить натяжение можно используя клинки подрамника. По завершении работы по перетяжке картина любого размера должна быть поставлена на ребро, т.к. это единственное верное положение для нее.